Еще немного о том, как поднять ваши первые инвестиции, и причем тут Фабрика предпринимательства и Айдар Булатов лично

Я тут пишу в поте лица рассказы о том, как мотивировать себя ("никак, оставайтесь в жопе" ©), какие цели себе стоит ставить, и кто подставил кролика Роджера. Однако в личных разговорах понимаю все больше, что на практике важны простые и прямолинейные рекомендации.

Вот накатал я недавно ажно два поста про поиск инвестиций. А все равно - до конца не понятно. Где искать, то? Вот у нас проект по выращиванию грибов в мешках, или там компьютерная игра в новом жанре.

Diogenes_cr

Первый секрет - MVP

Для начала засуньте свои поисковые замашки поглубже и начинайте просто работать.

Прежде чем задумываться про поиск инвестора сделайте минимально функционирующий продукт (minimum viable product, MVP). Этот подход вообще-то родом из айти, но для любого другого бизнеса он так же абсолютно подходит.

Для любого инвестора жизненно важно увидеть вашу идею воплощенной в жизнь. Пусть и в самом простом и начальном варианте. Удивительное заключается в том, что сделать MVP практически всегда можно на коленке и без особых ресурсов. В крайнем случае сходить в банк за потребительским кредитом. Ведь вы же верите в свою идею?

Я ни за что не поверю предпринимателю, который рассказывает на презентации, что он не может реализовать свою идею в тестовом варианте из-за нехватки денег. Если, конечно только ты не упаковываешь радиоактивные отходы. Если ты ищешь на прототип 500 тысяч рублей, значит ты сам не до конца веришь в проект. Иначе давно уже заложил бы квартиру или почку. Зачем мне проект, в который не верит даже основатель?

Если к MVP будет прилагаться проверка боем, и реальные продажи - сразу +10 очков Гриффиндору. Если продажи на разных рынках +10 очков. Если продукт живет уже более 1 года еще +10 очков.

10-

Даже я повидал огромное множество питчей без команды, прототипа и внятных продаж. Что уж говорить про профинвесторов.

Второй секрет

Итак, у вас есть продукт, который поразит инвестора в самое сердце и заставит его раскошелиться.

Теперь очень важный момент, который для меня стал очевиден только недавно.

Любые деньги на начальных стадия развития проекта привлекаются конкретными людьми от конкретных людей. А у вас именно такая стадия, поверьте. Если бы стадия была другая, то привлечением занимались бы уже не вы лично, и вообще вряд ли бы вы читали сейчас эту статью.

А делали бы вот так:

754641121583167

500 тысяч рублей. Миллион. Сто тысяч долларов. Полмиллиона долларов. Миллион долларов. Есть подозрение, что даже десятки миллионов долларов привлекаются конкретными людьми под конкретных людей.

Упаси боже вас от написания всякого рода бизнес-планов. Потратите кучу времени и уберете его на полку. Все эти планы материально-технического обеспечения и планы по издержкам, прибыли, рентабельности производства вам придется пересматривать еще десятки раз.

Вам, конечно, понадобится хотя бы приблизительно сверстанный расчет денежных потоков года на три вперед. Инвестору нужно понимать ориентировочные сроки окупаемости, на что конкретно будут потрачены деньги, откуда будут доходы и как их можно увеличить.

Но ничто не работает лучше, чем реальные данные от реализации проекта. В нашем случае realtime данные из CRM ньюйоркских локаций работают наповал.

Отсюда три простых шага:

  • Вы должны стать человеком, который способен привлечь миллион;
  • Ваш бизнес должен быть достаточно зрелым, чтобы эффективно переварить миллион;
  • Вы должны общаться с людьми, которые могут дать миллион;

По поводу первого пункта могу отослать вас к сотнями замечательных книг, которые успело напечатать прогрессивное человечество. Чтение плюс десять лет активной практики - на мой вкус лучшая школа для предпринимателя.

Про второе писать либо очень много, либо ничего. Вы должны знать как вы организуете процесс, откуда возьмутся люди, и самое главное, понимать что деньги пойдут впрок, а не будут истрачены на рекламные баннеры на Times Square.

times-square-holiday-market-2017

Хотя если баннер вас смасштабирует - тоже вариант. Хотя зрелость это не отменяет. Масштаб же потом нужно будет поддержать.

И где их ловить, этих инвесторов?

Итак, переходим к самому интересному - общению с людьми, которые могут дать миллион.

Вы удивитесь, но потенциальные инвесторы давно уже начали сбиваться в кучки по интересам. Идеальный в этом смысле вариант - иметь гринкарту США, идеальный английский и 200 тысяч долларов на личные расходы. Далее махнуть сразу в Сан-Франциско. Кремниевая долина - мекка охотников за инвестициями. Заявляетесь там на участие во все возможные конференции и выставки и питчите, питчите, питчите.

san-francisco3

Что делаеть остальным? Искать тусовки инвесторов под боком. Ищите прямо в вашем городе - они, наверняка, там есть. И самое главное ищите людей, которые эти тусовки организуют. Они - ключ ко всему.

Отсейте только на старте болтунов и "торговцев лицом". Вам нужны люди делающие реальный бизнес. Люди, которые сами умеют зарабатывать деньги.

Мы сами почти два года назад абсолютно аналогичным образом заявились на мероприятие "Умные деньги", которое проводила в Казани Фабрика предпринимательства.

Мы постоянно ищем инвестиции на развитие для наших франчайзи. И тогда, и сейчас тоже. Подробнее можно почитать вот тут: https://kramin.ru/birzha-kviestov/

К тому моменту "Выйти из комнаты" работали уже в Нью-Йорке, ну и вообще много где по миру. Основатель проекта "Фабрика предпринимательства" Айдар Булатов пригласил меня поучаствовать в мероприятии просто потому, что мы были к тому моменту уже знакомы лично, он знал наши потребности, примерно понимал, что за люди придут посмотреть питчи. Мозайка сложилась!

Важно понимать, что к нужному человеку вас может привести второе или третье рукопожатие. Но почти каждый город, это 1000-2000 активных предпринимателей, все знакомы со всеми.

Так вышло и у нас. Мы выступили на Фабрике, пропитчили проект наших ньюйоркских партнеров. Ответили на вопросы. Айдар познакомил нас с людьми, которым интересно разместить деньги в американские проекты. Я собрал контактные данные и потом в течение следующей недели активно общался с людьми. В результате почти сразу после мероприятия мы договорились на инвестицию в 50 тысяч долларов, а весной 2017 года от этого же инвестора привлекли уже 500 тысяч долларов в наши американские локации.

Так это и работает. Ты знашь человека, который знает человека. И везде по миру так. И всегда так было, и похоже всегда так будет.

Так что, если ты программист-мизантроп, который пилит свой проект "как гугл, но для холодильников", у меня для тебя плохие новости. Общаться с людьми придется много. Если ты хочешь когда-нибудь построить компанию.

NpcS