Наступил этот час и моя первая колонка вышла на сайте forbes.

6c4cd2e5c0c3c0895464ee1afb1a9363

Как всегда, редактор все сильно правит и приводит в соотвествие со своим пониманием мира. И тут прям очень сильно всего поправил. По-моему, прям две разные статьи получились. Итак, для тех чо желает сравнить, читайте статью на forbes.ru, а потом полную исходную версию тут.

Бизнес на развлечениях. Перенимая опыт

Последние годы, я так или иначе занимаюсь бизнесом в сфере развлечений. Текущий мой проект, франшиза квестов в закрытых помещениях Komnata, успел вырасти из маленького подвала в центре Казани в международную сеть с филиалами в 11 странах.

----------

Надо признать, Россия далеко не мировая колыбель индустрии времяпрепровождения. Ну, если только экстремального. Для того, чтобы активно и со вкусом проводить время, нужно много лишних денег, да и самого времени.

Однако, нам удивительно повезло с нашим бизнесом. Так получилось, что новый бум развития escape room по всему миру пришелся примерно на одно время, и российские предприниматели получили возможность в нем деятельно поучаствовать. К тому же, наша национальная специфика позволила создавать действительно крутые и конкурентоспособные приключения, благо примеров за окно хоть отбавляй.

maxresdefault

Основа нашего бизнеса – это сложные электронные решения вкупе с качественными, киношного уровня, декорациями. В России нашлись специалисты, а труд на порядок дешевле по сравнению с европейскими аналогами. В результате сейчас практически в любом крупном городе мира можно найти компании с российскими корнями продающие приключения в стиле «выйти из комнаты».

Так вышло, что три года назад, когда мы впервые приподняли голову и задумались о расширении в большие города стало понятно: прежде чем заниматься экспансией необходимо посмотреть в лицо нашим европейским и американским прямым конкурентам и товарам-заменителям. Мы собрали вещи и уехали в большой тур на два месяца по европейским столицам, чтобы увидеть все своими глазами.

Как я уже сказал выше, прямые конкуренты оказались полной шляпой, а вот других бизнесов оказалось много, и они очень интересные. О них и хочу рассказать и попробовать сделать выводы о том, как их опыт использовать в вашем бизнесе развлечений. Ну, или на кроликоферме, уж как пойдет.

Примеры на которые действительно стоит посмотреть

Каким бы бизнесом ты не занимался, всегда полезно активно смотреть по сторонам. В свое время процесс выпечки пирожных вдохновил Генри Форда на оптимизацию процесса запайки бензобака. В нашем случае, примеров на которые стоило посмотреть было хоть отбавляй, так что остановлюсь на самых знаковых.

Юнибакен в Стокгольме

Музей на основе сказок Астрид Линдгрен и Туве Янсон - теперь мое любимое место в Стокгольме. Если вы читали в детстве книги о Муми-Троллях или Пеппи Длинный Чулок – это будет настоящий праздник. Здесь нет привычных в таких местах аттракционов и каруселей, и этим он отличается от Диснейлендов и иже с ними. Но зато здесь построено огромное количество полноразмерных домов и домиков, кораблей, конюшен и лесов.

Sweden_Unibacken_preview

К этому моменту уже посмотрел приличное количество европейских escape room, и был твердо уверен, что европейцы не умеют делать нормальные декорации. Здесь все встало на свои места. Качество реализации просто потрясающее. Учтите, что основные посетители музея – дети, которые постоянно проверяют постройки на прочность. Но музей выглядит при этом свежим и аккуратным. Видна постоянная забота и уход. Владельцы квестов меня поймут.

Юнибакен заставил меня всерьез задуматься о различии в бизнес-моделях нашего бизнеса в разных странах. Я посчитал расходы на изготовление качественного реквизита на месте, сравнил зарплаты декораторов и художников в России с другими странами. Стало понятно каким потрясающим конкурентным преимуществом владеют российские квестоделы.

Основной вывод: с одной стороны не стоит недооценивать европейских предпринимателей. Если вы ни разу не встречали тут крупную франшизу по доставке бутилированной воды или сеть ресторанов халяльной кухни - это не случайно. Скорее всего есть важные финансовые или социальные причины, по которым это до сих пор не случилось.

Тут можно рассказать историю про европейские салоны маникюра, которые здесь влачат жалкое существование по сравнению с российскими аналогами. И первая мысль нормальной российской девушки - открыть свой собственный салон. Однако, когда ты начинаешь сводить экономику становится понятно, что с европейскими зарплатами в 10 евро в час с одной стороны, и ценой на маникюр 15 евро за тот же час, вся эта затея долго еще будет оставаться прерогативой нелегальных мигранток из Китая и Тайланда.

С другой стороны, практически на любом сформировавшемся рынке можно найти ниши, в которых ты можешь получить колоссальное преимущество осуществляя R&D в России и продавая результаты своего труда в Европу и США. Китай и Касперский подтверждает это.

Парк Тибидабо в Барселоне

Парк расположен на одноименной горе в Барселоне. Очень красивое, уютное место, обязательно к посещению в ваш первый визит в столицу Каталонии.

staryj-park-tibidabo

Технически, это парк аттракционов в самом классическом его понимании: колесо обозрения, карусели, зеркальный лабиринт – полный набор.
Но самое главное для меня не это. Парк этот построен в 1899 году, и он работает до сих пор. То самое колесо обозрения так и работает. Карусель так и работает. Эксклюзивный аттракцион, сделанный из старого самолета, тоже работает.

4f5a02149315d

Наша индустрия квестов в закрытых помещениях существует очень недолго. В России меньше пяти лет. И все эти годы, мне постоянно приходится отвечать на один простой, но очень важный вопрос. Надолго ли? Теперь я знаю, как отвечать. Я показываю фотографии колеса обозрения из парка Тибидабо, а потом показываю фотографии нашего квеста, расположенного в Тайницкой башне Казанского Кремля, обычно это снимает все вопросы.

Логичный вывод: изначально качественный, сделанный на совесть продукт может существовать даже в условиях сверх конкурентного рынка.

Конечно, при этом вам придется заложить в бизнес-модель издержки на постоянное обновление продукта. Даже в парке Тибидабо постоянно открываются новые атраккционы.

WBHP Studios в Лондоне

Если вы отчаянный фанат книг и фильмов о Гарри Поттере, вы наверняка слышали про легендарную студию Warner Browsers в пригороде Лондона, на которой снимался фильм. Студия дальновидно сохранила все декорации в целости, и сейчас продает по 100 билетов каждые 10 минут желающим прикоснуться к магии.

tour_img-319108-148

Помимо билетов продаются также фотографии и видео с тобой любимым на метле, волшебные палочки, плащи ну и вообще весь классический набор от кружек до шарфиков, последние правда имеют в поттериане усиленный привкус.

Поттериана – одна из сильнейших франшиз современности, WBHP studios поражает своим масштабом. В маленькую дверь каждые 10 минут заходят 100 человек, каждый из которых платит 30 фунтов за билет – несбыточная мечта любого квестодела, который пропускает максимум 4 человека в час через такую же, казалось бы дверь.

Здесь все – отличный пример того, как должна строиться действительно масштабная фабрика иллюзий, начиная от неплохих шуток, заученных наизусть очень добрым, но слегка ошалевшим от количества гостей персоналом, вплоть до драматургии процесса с постоянными эмоциональными горками.

6050_photo_r

Вывод для основателей: повышение проходимости – это вызов, который квестовой индустрии еще предстоит решать. Если когда-нибудь откроется escape-room на 100 человек – ищите корни на студии Warner Browsers.

Вообще говоря, массовость и способность переваривать большие входящие потоки - основная проблема любого бизнес в сфере развлечений. Кино показало успешное разрешение этой проблемы 120 лет назад разрешив дилемму “нет актера - нет шоу”, Битлз вывели рок-музыку из подвалов на стадионы. Сейчас в этом же направлении индустрию развивает Нетфликс и Твитч. Планируешь свой развлекательный бизнес? На старте думай, как ты будешь продавать его 100.000 человек.

Лувр в Лондоне

Когда вы приезжаете в Париж, вы идете в Лувр. Другого не дано. Все дороги ведут к этому огромному дворцу-музею в центре города. Если вы попадаете в Лувр, вы идете смотреть на «Мона Лизу». Другого не дано. Внутри музея все указатели показывают вам направление на эта картину. В зале с «Джокондой» всегда очень людно, сделать нормальную фотографию практически невозможно, в кадр обязательно попадут вездесущие китайцы.

mona-lisa-crowds_0

Самое забавное, что музей битком набит роскошной коллекцией, но все лавры забирает эта одна картина. Буквально через 50 метров в соседнем зале висит «Мадонна в скалах», того же Да Винчи. Как по мне, гораздо более впечатляющая. Но победитель получает все.

Философский вывод: если вы не понимали, почему столько внимания пресса уделяет Илону Маску и его космическим проектам в ущерб другим не менее интересным историям – езжайте в Лувр.

inx960x640

В нашей индустрии, кстати, аналогичная ситуация. Один игрок в городе собирает 80% траффика, остальное достается менее успешным товарищам. И изменить этот статус кво необычайно тяжело, нужно сразу становиться лучшим.

Современный мир, к счастью, позволяет очень свободно подходить к точке сборки для вашего бизнеса. Всегда есть возможность выбрать идеальный город для старта. Не поленитесь переехать на 1000 километров.

1323363436_2

Бродвей в Нью-Йорке.

Бродвей – это та же фабрика грез, но на восточном побережье. Здесь так же создают и разрушают миры. Каждый день, в сотнях залов. Постановки появляются и исчезают, актеры умирают, прокатчики разоряются. Бродвей цветет и пахнет.

1457475920

Безусловно успех каждого отдельного спектакля во многом базируется на гениальности его сценариста и таланте режиссера. Но при этом все вместе – это огромная фабрика. Продажа билетов, кейтеринг, изготовление декораций, запись музыки, да и собственно сами спектакли – это все продукт, который можно посчитать, взвесить и измерить. Создать Бродвей на пустом месте невозможно. Так же, впрочем, как и Голливуд или Кремниевую долину. Все эти кластеры сотканы из тысяч небольших бизнесов, каждый из которых делает возможным существование всей этой сложной взаимозависимой системы.

Так же и квестовый бизнес в России получил развитие благодаря наличию сотен инженеров, бутафоров и сценаристов. Благодаря низким ценам на аренду и возможности поставить высокий ценник на услугу. Такое вот «в нужное время в нужном месте».

Открывая бизнес в новом городе, ты вынужден заново выращивать на месте все необходимое окружение, чтобы оно потом в свою очередь выращивало тебя.

Неожиданный вывод: предсказать или уж тем более искусственно спровоцировать такой бизнес-прилив, при котором поднимаются лодки все участников очень сложно. Мы можем только мечтать о том, чтобы в нужный момент купить помещение пустующего театра в будущем районе Ковент-Гарден. Однако увидев сформировавшийся тренд – можно вскочить на подножку поезда организовав сервис вокруг основного бизнеса, а рост тренда вытащит ваш бизнес на высоту так же, как и тех, кто стоит на острие.

casteller2

Продажа кирки и лопаты для золотодобычи всегда была очень прибыльным делом, а теперь с появлением оборудования для майнинга криптовалют стала еще интереснее. Капитализация криптовалютного рынка около 300 млрд. долларов, компании производящие оборудование - стоят еще примерно столько же.

2302836_original

Выводы

Давайте попробуем сформулировать основные выводы из этих наблюдений, и как-то спрогнозировать развитие рынка квестов в закрытых помещениях.

Перед открытием нашей британской ветки, я изучал состояние местного рынка и никак не мог ответить для себя на вопрос – почему тут все так скромно? Где эти сотни компаний и десятки франшиз, предлагающие любому желающему миллионы вариантов бизнеса на квестах?

Я постепенно разбираюсь в специфике местного рынка, и сейчас уже стало понятно, что есть несколько вполне объективных причин, по которым рынок escape room в Лондоне, да и Нью-Йорке, до сих пор находится в состоянии Москвы 2014 года.

Первая и, пожалуй, самая важная из них: вы удивитесь, но стартовать свой бизнес в России гораздо проще. И речь тут не столько о регистрации юрлица. Аренда недвижимости, ремонты, разрешительные лицензии, сборы, платежи, депозиты.

Возможно вы уже неоднократно слышали эту историю от крупных предпринимателей, которые пробовали открываться в Европе или США. Так вот это правда.

В результате частная инициатива, которая хотя бы чуть-чуть выходит за привычные рамки «кафе/магазин одежды/мелкий сервис», сталкивается с инерцией огромной системы. Так мы, например, уже третий месяц пытаемся доказать британским железным дорогам, что мы вменяемый и понятный бизнес, и отлично впишемся в это самое помещение, которое стоит у них свободным уже больше трех лет. Но для британских железных дорог это сложно. Какие-то квесты, какие-то русские. Они ждут понятных сетевых ресторанов или на худой конец букмекерскую контору. Потратить 3-4 месяца на поиск помещения, это совершенно нормально в местных реалиях, и даже очень быстро.

42

Найти утром объявление в газете, в обед встретиться с хозяином и обсудить условия, вечером получить ключи и начать ремонт? Здесь так не бывает. То же касается контрактов на работу и рекламы в классических сми.

Я сейчас прихожу к мысли, что для стартапа основная цель которого максимально быстро проверить работоспособность, старт в России — отличный вариант.

Однако есть и другая сторона медали. В пятницу вечером, гости в escape room на Манхеттене платят до 420 долларов за час на команду, против 2500 рублей в России.

И ровно в этот момент, ты начинаешь думать, что возможно вся эта бюрократическая волокита и поиски аренды не лишены смысла?