Почему бирюзовые организации не работают в России

В последнее время стало как-то особенно модно ругать американские книги о менеджменте и саморазвитии. Хочу вставить слово в защиту авторов и немного аккуратнее расставить акценты, для будущих споров. Так вышло, что я сам был воспитан на классических для любого сетевого бизнеса книгах «Бедный папа, богатый папа», «Думай и богатей» и т.п. Большое впечатление на меня всегда производили, и буду честен производят до сих пор, биографии крупных предпринимателей: Ли Яккока, Билл Гейтс, Говард Шульц – это люди, которые во многом сформировали мою картину мира. Однако, как это часто происходит, мир за окном оказался сложнее и противоречивей всех прочитанных мною книг.

В книгах много говорится про упорную круглосуточную работу, но где брать идеи, душевные силы и деньги, когда твой бизнес уже 6 месяцев подряд планово убыточен – книги молчат.

Все мы пишем планы 1 января. И в книгах пишут, что все написанное обязательно сбывается. В крайнем случае ты должен перечитывать эти планы раз в неделю. Жизнь говорит, что все не так прямолинейно.

Но самое большое расхождение, возникает в тот момент, когда ты пробуешь на практике зарубежные методы и подходы, которые касаются других людей. Когда ты пытаешься строить «организацию будущего», когда внедряешь принципы «всеобщего доверия» и «самоконтроля». Самоконтроль - это вообще самая большая глупость, которую только можно придумать в бизнесе.

Почему так? Почему принцип разделенной ответственности и коллективной мотивации так хорошо работающие на металлургическом заводе в Германии обречены на провал в торговой фирме в российской глубинке?

Где ошибся Роберт Кийосаки? Кто подставил кролика Роджера?

Ответов может быть миллион, но я для себя формулировал самый важный. Читая теперь очередную книгу западного автора, я мысленно пропускаю его рекомендации через этот фильтр. И мысленно делю результат на 10. Получается, неплохо.

Книги по мотивации персонала и построению организационной структуры написаны не для вас. Ну, правда. Что такое мотивация в Силиконовой долине? Это рекомендации, как руководителю направления в крупной компании с зарплатой 20.000 долларов организовать команду программистов с зарплатами по 10.000 долларов принести компании дополнительную ценность в десять миллионов долларов. 10.000 долларов на каждого, а не на весь отдел!

Это история о том, что делать с людьми, у которых вся пирамида Маслоу построена давно и надежно. Это тот самый случай, когда пряников уже просто некуда складывать, а хлыстом особо не помашешь – встанут и уйдут. И потому все эти кампусы, бесплатные автомобили и соцпакет.

Взгляните на людей, которые работают рядом с вами. Согласитесь, что написанное выше не про вас? Пока вы не платите 10.000 долларов на нос, самым эффективным средством повышения мотивации, вовлеченности и лояльности будет повышение зарплаты. Почему-то в советах директоров крупных российских компаний нет кадрового кризиса. Очередь на собеседование на позицию советника по связям с общественностью в Сбербанк или Роснефть, думаю поспорит с очередью к мощам Святого Николая. Жаль, что собеседований таких не проводят.

Забудьте эти туманные мечты российского менеджера о том, что путем каких-то перестановок-манипуляций, повышением плана и обещанием туманных опционов можно добиться от отдела из десяти человек, с зарплатой 20.000 рублей на каждого, серьезного повышения эффективности.

К сожалению, российская бизнес-действительность связана с выживанием из-за низкого среднего чека, адовых контролирующих органов и недобросовестной конкуренцией. До американских зарплат пока как до луны, и это объективная проблема. Ну так давайте не будем переживать и про американскую мотивацию.

Добавьте сюда психологию исковерканную поздним СССР, девяностыми и двухтысячными годами. Каждый из этих периодов та еще травма, а когда все они пришлись на одно поколение – смесь получается ядовитая.

Просто вспомните все это: мясо по талонам и гуманитарная помощь с желатиновыми мишками, Интердевочка, бандиты, челноки, Данила Бодров и приватизация, 200 долларов за баррель, безумный жор, черная икра, порш кайены в кредит. Мы с вами все это пережили.

Каждый из нас может написать увлекательную биографию на фоне всей этой феерии. Мы будем рассказывать эти истории нашим детям, как сводки с полей боевых действий. А дети будут слушать нас и думать, что мы отчаянно врем, когда говорим, что самой большой и недоступной ценностью был блок жевательной резинки, а один сникерс после ужина делили на семью из 6 человек.

Посмотрите вот этот ролик, прослезитесь:

Короче говоря – не работают пока эти все бирюзовые организации в России.

Надо ждать.

А может и не заработают никогда. Не зря же все эти сказки про «по щучьему велению» и «двое из ларца». Зато премии и волшебные пендели работают. Мечта американского директора по персоналу. Они нам завидуют. Правда.