Где найти миллион инвестиций?

Пишу по итогам последней статьи о результативности наших взаимоотношений с инвесторами.

Почитать про деньги можно вот тут: https://kramin.ru/finansovyi-striptiz-biznies-porno/

Слышал несколько отзывов из серии "вам хорошо, вы уже столько денег привлекли, конечно у вас все будет нормально с такими инвестициями". Давайте расскажу тогда, как мы это делали.

Важный момент: история с поиском инвестиций сильно отличается внутри России и заграницей. Я расскажу как это выглядит в первую очередь за пределами страны, и сделаю ремарки по ситуациям в которых отличия самые разительные

И еще момент:

Мы будем говорить об инвесторах, которые могут вложить в бизнес серьезные деньги, миллионы долларов. На уровне миллионов рублей все работает, конечно, иначе.

Рецепт в принципе простой, и думаю подойдет многим работающим в реальном секторе предпринимателям.

Денег в мире очень много

Так же как и голодному африканскому ребенку трудно поверить, что 30% еды в мире выбрасывается на помойку, так и нам, предпринимателям из России родившимся в 80ые трудно поверить, что денег в мире много.

Взгляните на ситуацию с биткоином, и вам станет понятна еще она важная вещь:

В мире много не просто денег, но еще и дурных денег тоже немало.

Необеспеченный ничем актив экспоненциально растет весь 2017 год на ожиданиях и жадности спекулянтов:

В России, кстати, ситуация аналогичная. Тут вдобавок еще капиталы серого происхождения и квартиры набитые миллиардами полковника Захарченко.

На уровне небольших инвестиций размером в миллионы рублей ситуация, кстати, обратная. Там главенствует тезис "денег очень мало".

Инвесторы готовы давать деньги

Это правда. Есть куча народу, для которых это огромная проблема. Они не знают куда вложить деньги. Все эти истории про высокотехнологичные стартапы из кремниевой долины которые дают рекламу на трамваях в Лос-Анджелесе, только чтобы задействовать больше денег инвесторов - вполне реальны.

Но, готовы давать не всем. Ваш бизнес должен отвечать однозначное "ДА" на несколько очень важных вопросов, которые я многократно слышал в разговорах с потенциальными инвесторами. Давайте попробуем их разобрать подробнее.

Четыре необходимых качества

Я буду говорить о личном опыте, и самое главное о бизнесах "близких к земле", бизнесах из реальной жизни. Интернет-стартапы и блокчейн живут, конечно, по своим законам.

Вы должны быть стабильны

Бизнес, которым вы занимаетесь, должен доказать жизнеспособность в течение хоть какого-то значимого периода. Минимум один год.

Понятное дело, что чем древнее тип бизнеса, которым вы занимаетесь, тем больше доверия. К ресторану, например, доверие по определению выше, чем к escape room. Но в конечном итоге это имеет мало значения, смотреть будут на вашу личную историю.

Мне постоянно задают вопрос из серии "а как вы думаете, сколько еще будет существовать этот вид бизнеса, он же выйдет из моды". На что я обычно рассказываю стандартную историю про противостояние театра и кино или радио и телевидения. Мне есть чем парировать, но вопрос этот возникает всегда. Понятное дело, что если ты открываешь общепит, такие вопросы не встают в принципе.

И не торопитесь. Открылись, поработали 3 месяца и хотите инвестиций пока конкуренты не заняли рынок? Макдональдс продал первую франшизу через 25 лет после открытия первого ресторана.

Показывайте рентабельность инвестиций 20-30% в России или 10-15% в Европе/США

Ваш бизнес должен работать хотя бы вдвое лучше чем банковский депозит. Думаю, этот пункт понятен всем.

Небольшое пояснение только по российской реальности.

К сожалению, 2000-ые годы испортили картину мира для обычного человека и 20% годовых кажется не сильно превосходят инфляцию, и уж точно не поражают воображение. Но в больших деньгах это не так.

Человек утверждающий, что не берется за проекты с рентабельностью ниже 100% годовых вызывает у меня большие подозрения. Похоже он вообще не берется за проекты. Либо эти проекты очень мелкие.

Вкладывая миллион рублей, действительно бывают возможности быстро их крутануть и удвоить. Но все такие проект имеют очень близкий потолок по размеру инвестиций, которые они могут переварить и, как правило, имеют ограниченный срок годности. Такая неэффективность не держится на рынке долго либо доступна ограниченному кругу лиц, куда вы скорее всего не входите.

Тот же, не к ночи упомянут будет биткоин так популярен среди неквалифицированных инвесторов во многом благодаря сумасшедшим процентам и огромной емкости. Сравните 3-5% годовых на миллион евро в европейском банке и 700% в биткоине.

Гениальный Уоррен Баффет показывает среднюю доходность 20% годовых, правда уже очень давно, с 1965 года. И он такой один.

Бизнес должен быть легко масштабируемый на несколько порядков

Каждый инвестор приносящий в компанию миллион долларов втайне мечтает открыть нового "единорога". И главное условие для этого - простое масштабирование. Бизнес должен легко воспроизводиться в любых городах и странах, не зависеть от людей, адаптироваться к местным законам.

Если, к примеру, вам предложат инвестировать денег в Филиппа Киркорова - смело отказывайтесь. Филипп такой один, масштабировать не получится.

Прямо сейчас задайте себе этот вопрос - смогу ли я из 3 точек сделать 300 за 1 год, при условии неограниченного финансирования.

Не торопитесь. Подумайте об этом, как следует. Какие ресурсы для этого понадобятся помимо денег. Какие разрешения и лицензии придется получить. Скорее всего самым тонким местом будут люди. Ведь в конечном итоге именно они решают или создают все остальные проблемы.

Но просто представьте - 300 точек, это как минимум 300 договоров аренды, по одному в день.

Я, например, недавно крепко задумался на эту тему, и у меня после долгих выкладок получилось, что мы можем выйти на темпы 1 квест в неделю, потратив на подготовку к этому спурту предварительно 6 месяцев. Т.е. про 300 точек за год речь пока не идет.

И речь тут не в нашей лени или инертности. Существуют чисто технологические вопросы, которые невозможно решить быстрее. В нашем случае это изготовление электронного оборудования, мы делаем его сейчас заводским способом и один цикл занимает там около 4 месяцев, и большой блок вопросов связанных с арендой помещений.

А чтобы открывать 1 точку в день, нам нужно принципиально переродиться, как феникс, и стать уже совсем другой компанией.

В нашем случае эти вопросы решаемы. Однако, подумайте про себя более критично. Насколько вы заточены на локального покупателя? Воспримут ли ваш продукт покупатели из Тайланда? Готовы ли будут мексиканцы платить требуемую сумму? Короче, тут размышлений больше чем кажется изначально.

И да, масштабируемость должна быть доказана делом. Если у вас одна точка, а вы мечтаете открыть 100 через год - мало кто вам поверит.

The Wall Street Journal подняли архивные интервью и пресс-конференции, и оказалось, что больше 20 прогнозов Илона Маска, которыми он делился в течение 5 лет, не сбылись. Это касается как финансовых показателей, так и планов по выпуску автомобилей.

Если ваша фамилия не Маск и ваша компания до этого не умудрилась посадить первую ступень ракеты на платформу в открытом море, а еще до этого вы не основали и не продали PayPal - инвесторы размазали бы вас за такие невыполненные обещания по стене.

Ситуация с Илоном Маском, кстати, подтверждает старую идею о том, насколько проще становится жить, когда у тебя есть своя ракета. Ким Чен Ын одобряет это.

Сформировавшаяся команда

Большое масштабирование - большие заботы. Ваше счастье, если вам требуются неквалифицированные специалисты, но даже в этом случае вам нужно иметь хотя бы план, откуда вы их будете брать.

Но если вы узкоспециализированный стартап, для расширения которого вам потребуются еще более узкоспециализированные специалисты - это большая проблема.

Нет команды - нет денег.

Одиночкам не дают инвестиции, в лучшем случае - зарплату.

Хорошая новость тут в том, что если вы ответили положительно на предыдущие вопросы, у вас уже скорее всего есть команда.

Если вы стабильны, показываете 20% годовых, успели открыть несколько отделений, то команда скорее всего уже работает в поле. Если нет - стоит отложить мысли об инвестициях хотя бы на один год.

Самое интересное происходит дальше. Потому что иначе как магией это назвать нельзя.

Начните просто рассказывать о том, что ваш бизнес ищет инвестиции. Рассказывайте честно, все как есть, однако будьте готовы подтвердить фактами ваше соответствие требованиям, о которых я написал выше.

Заведите блог, напишите статью о поиске инвестиций для профильных журналов, оставьте сообщения в соцсетях:

Инвесторы найдут вас сами

Если этого не происходит перепроверьте все пункты, где-то вкралась ошибка:

  • Бизнес должен быть стабилен и генерировать доход в 20-30% годовых на протяжении хотя бы пары лет
  • Бизнес должен быть легко масштабируемым
  • У вас должна быть сформировавшаяся команда
  • Вы написали о поиске инвестиций в несколько открытых источников