Самый популярный пост всех времен в моем блоге рассказывает о финансовых отношениях между нашими нью-йоркскими франчайзи и их инвесторами. Если вы еще не читали его, обязательно сделайте это прямо сейчас.

Перед прочтением статьи рекомендую налить бокал мартини и укутаться в плед, здесь будет много текста и цифр.

Уже почти два месяца назад, квест-проект "Komnata" запустил собственную локацию в Лондоне, и я уверен всем будет интересно узнать, как у нас дела обстоят там.

Разница между этими двумя фотографиями - полгода. Только тогда это был фотошоп, а сейчас реальные наклейки. 🏛 Эдуард и Анна, которые помогают мне с запуском в Лондоне ругаются на меня, что я часто слишком оптимистичен в своих прогнозах и слишком забегаю вперед. 🏛 Но ведь так будущее и создается? Сначала у иебя а голове, а потом уже в реальной жизни. 🏛 Самая большая опасность, которой страдают творческие типа меня заключается в том, что ты себе в голове представил и тебе уже хорошо. Уже и денег заработал в голове и кайфанул. Тут главное после визуализации дожимать. 🏛 Расскажите у вас так бывало, что вот придумал себе что-то. А потом оно точь в точь и случилось? #бизнес #бизнесидея #бизнес_ланч #бизнесмолодость #бизнесзавтрак #бизнесфорум #бизнесланч #бизнесдомохозяйкам #бизнессреда #бизнесмен #бизнесидеи #бизнесобучение #бизнеследи #бизнесдома #бизнесна_островах #бизнесцентр #бизнесоткрытыймиру #бизнеслига #бизнескласс #бизнесмены #бизнесконсультант #бизнестренер #бизнесподключ #бизнесиздома #бизнесвинтернете #бизнесснуля

A post shared by Артем Крамин (@akramin) on

Я неоднократно слышал что-то из серии "ну в США вы уже давно, понятно дело", или "а вот попробуйте сделать еще раз, возможно вам просто там повезло".

У меня до сих пор жутко бомбит от этих всех "провокационных" вопросов. Человеческий мозг устроен очень странно в этом смысле. Твоего прошлого успеха всегда недостаточно. Ты должен подтверждать его изо дня в день, новыми достижениями и побитием новых планок.

Из-за этого я немного завидую спортсменам, т.к. золотая медаль олимпиады - это всегда золотая медаль. Достижение на всю жизнь. Никто через 10 лет не скажет тебе:

- Ну,  в 1972 году ты, конечно, был крут. Выиграл у американцев. Но вот посмотри, как играет Леброн Джеймс! Ему ты, наверняка, проиграешь. А вот он идет - давай-ка с ним один на один прямо сейчас!

Может быть поэтому мне очень хочется вывести когда-нибудь компанию на IPO. Там уже назад не отыграешь.

Про контекст

Осенью 2017 года мы привлекли 500 тысяч долларов на открытие британской ветки. Я написал пару слов о нашем грядущем открытии и с головой окунулся в работу.

Вернуться "к земле" было очень увлекательно. Последний раз я активно участвовал в стройке квеста в далеком 2014 году в Нью-Йорке, когда помогал нашим партнерам Владу и Полине с установкой оборудования, и потом первичной раскруткой локации:

С тех пор много воды утекло. Квест-индустрия стремительно развивается, да и мы не стоим на месте. Способы продвижения другие, технологии строительства другие.

Вот, например, с помощью такой штуковины осуществляется теперь управление квестами. Наша внутренняя разработка:

Самое важное изменение в стройке состоит в том, что теперь мы готовим все оборудование в России руками многочисленных специалистов. Собираем все в одну большую посылку и отправляем в точку назначения. На месте все монтируется на уже подготовленные места и декорируется.

Вот так выглядела посылка с оборудованием для "Замка святого ангела" в Лондоне:

Груз приехал! 🎈 Три года назад мы первый раз забирали оборудование для нашей локации с таможни в Нью-Йорке. Злобная тетушка и крики "it's against a law!" стали уже локальным мемом среди наших локаций. 🎈 С тех пор отправили уже много посылок в разные части света, но каждый раз это волнительный процесс. В этот раз, например, комплект из голов и тело Франкенштейна поставили на уши британскую таможню и нашего брокера. Фраза "it's crazy fucken russians" войдет в золотой фонд. 🎈 Когда посылка приезжает на локацию это очень хороший знак. Скоро тесты! #бизнес #бизнесподключ #бизнесмены #бизнесмечты #бизнесвкайф #бизнесбезграниц #бизнесдлявсех #бизнесмен #бизнесидеи

A post shared by Артем Крамин (@akramin) on

Всю бесконечную работу по стройке и монтажу взяли на себя Анна и Эдуард. Они наши старейшие партнеры, открывали квесты в Казани, Нижнем Новгороде, Лондоне и делали комплект "Лабиринта Хакайны" для Нью-Йорка. А сейчас делают комплекты для Андорры и Испании. Ребята очень крутые. Результат тоже:

Очень большой кусок работы по открытию квестов в западных странах связан с поиском помещений. Рынок очень подвижный, постоянно появляются новые, и снимаются с продажи старые. В каждом помещение миллион нюансов. Есть лицензирование, правила использования, часы работы, требования от пожарной инспекции, службы контроля за использованием помещений, местных жителей и кошки соседа сверху.

Для понимания картины - первый раз я приехал в Лондон в ноябре 2017 года: открыл юридическое лицо и расчетный счет. Второй раз в декабре мы приехали уже с Зоей, которая теперь управляет нашей лондонской локацией. Сняли жилье, и начали искать помещение.

Реальный вариант подобрали в феврале, но ключи от помещения получили только в конце мая. Я даже вспоминать не хочу этот долгий, нудный, выматывающий процесс. Зоя прошла километры дорог, изучили квадратные километры потенциальных помещений, прочитала километры договоров на плотном и мелком юридическом английском. Где после этого Зоя находит любовь и сострадание к англичанам мне неведомо. Если планируете открывать бизнес в Европе, закладывайте 3-4 месяца на поиск помещения смело.

Про капитальные затраты

Я не буду здесь углубляться в детали, расскажу укрупненно:

Статья расходов Сумма
Арендный депозит $100.000
Черновая отделка $50.000
Электропроводка $5.000
Пожарная сигнализация $5.000
Building control $5.000
Квестовое оборудование $50.000
Дополнительные материалы $5.000
Прочие расходы $20.000
Итого $240.000

Разбиение по статьям не самое точное, я записал это по памяти. Но итоговая сумма точная. Вот такой некислый ценник у нас получился. Самый дорогой запуск в нашей истории ever.

Очень большой депозит арендный. К сожалению новые компании вызывают здесь повышенный дискомфорт арендодателя. Минимум 6 месяцев аренды, а так то все 12. И ничего ты с этим не поделаешь. Откажешься - там за тобой еще очередь стоит из тех, кто готов.

Очень дорогие пожарники, электрики. Да вообще, любой чих сопровождается документом и специальным сертифицированным специалистом. Минимальный чек на любую услугу такого рода - 5000. Подумываю открыть частную практику специалиста-электрика. 125 фунтов в час на дороге не валяются.

Про результаты первого месяца

Ну, теперь к самому интересному. У нас в компании есть несколько отработанных методик раскрутки нового города. Здесь я не стал ломать голову, почти всех гостей мы приводим с платной рекламы. Я писал об этом пост-вопрос недавно.

Мы позиционируемся здесь, как  #1 USA escape room, я активно ссылаюсь на наш американский опыт в интервью, на сайте это можно увидеть, ну и вообще везде:

Фиганули сегодня надпись на рольставню. +10 к гордости, +3 к продажам walk in. 🏛 Почти закончили стройку первого квеста Замок святого ангела. Думаю над сюрпризом для всех читателей на открытие. 🏛 У кого есть идеи для сюрприза? #бизнес #бизнесидея #бизнес_ланч #бизнесмолодость #бизнесзавтрак #бизнесфорум #бизнесланч #бизнесдомохозяйкам #бизнессреда #бизнесмен #бизнесидеи #бизнесобучение #бизнеследи #бизнесдома #бизнесна_островах #бизнесцентр #бизнесоткрытыймиру #бизнеслига #бизнескласс #бизнесмены #бизнесконсультант #бизнестренер #бизнесподключ #бизнесиздома #бизнесвинтернете #бизнесснуля

A post shared by Артем Крамин (@akramin) on

Все-таки, когда ты большая франшиза, это дает существенные преимущества для твоих пиар-активностей. Похвастаться таким достижением дорогого стоит. Если кто-то еще не в курсе, в 2017 году мы выиграли читательское голосование USA Today в категории лучший escape room в США. Горжусь.

Работает это круто, и мы будем еще активнее это использовать в будущем:

Помимо позиционирования, надо признать, что и сам продукт у нас крутой. Мы творчески подошли к реализации наших классических сценариев, с учетом помещения, в котором мы их построили. Добавили задачек, чтобы поразить опытных квестоманов, и как следует поработали над атмосферой. Результат можно увидеть в отзывах на картах гугла:

Ну и средняя оценка отличная:

Мы походили здесь по местным квестам, и могу однозначно утверждать - индустрия отстает от России на пару лет минимум. Здесь все еще в ходу примитивные задачи на кодовых замках, китайский ширпотреб и дешевая реализация.

В результате мы имеем большой запас для маневра и готовы поражать местных квестоманов нашими решениями. Особенно если учесть, что даже два наших простейших сценария так отлично тут выглядят. Что же будет когда откроются "Лабиринт Хакайны" или "Скандинавская сага" сложно представить.

Это всё гости нашей лондонской локации. Все разные. Разных культур, цвета, пола и ориентации. Никто из них не знает сказку про колобка, нe слушaл колыбельную про "спи, моя радость, усни", но всем нравится в наших квестах. Все выходят довольные и счастливые. 😁 Удивительно, но в квестах получилось найти новую форму искусства, которая объединяет мир. Так же как в кино или литературе. Не важно откуда ты, блокбастер про Железного человека заходит всем. Так и у нас. 😁 Крутая индустрия. #бизнес #путешествия #франшиза #квест #деньги #кайф #работа #комната #предприниматель #казань #лондон #ньюйорк #барселона

A post shared by Артем Крамин (@akramin) on

Цифры

Информация будет в долларах, т.к. инвестиции были получены в долларах, мне так проще воспринимать информацию и сравнивать с другими локациями.

Валовая выручка за первый месяц составила:

Сразу скажу, это очень крутой результат. Мы побили одновременно несколько рекордов. Самый важный для меня - валовая выручка в первый месяц работы квеста. Последний раз, рекорд был установлен в Нью-Йорке локацией на Wall street, когда там запускался "Лабиринт Хакайны", тогда это был шестой квест по счету в городе, его ждали наши фанаты, ажиотаж был нешуточный. Наши партнеры сделали тогда $6900 валовой выручки. У нас в Лондоне "Замок святого ангела" обернул около $8000. Добавьте к этому тот факт, что мы запускались в новом городе, в холодную, без фанатской базы и вы возможно поймете 10% моего восторга.

Затратная часть в первый месяц выглядит так:

Статья расходов Сумма
Аренда $7600
Зарплаты $1280
Маркетинг $8400
Прочие расходы $1800
Итого $18880

Как видите мы потратили немного больше чем заработали, но для локации с такой огромной арендой в первый месяц работы это все равно очень круто. Динамика бронирования, которую я сейчас вижу, показывает, что на второй месяц мы обернем примерно $25000, а на третий целевые $30000. Расходы при этом подрастут, но не так драматично.

Про результаты второго месяц можно почитать в новом посте

Я обязательно расскажу о финансовых результатах дальнейших месяцев работы и прикреплю сюда ссылку на них.

Текущий финансовый план подразумевает, что мы выйдем на третий месяц на валовую выручку в $30000 из которых $10000 составит чистая прибыль. ROI 50% за первый год работы. Некисло?

Дита Фон Тиз одобряет такой стриптиз. Но только тихо. Деньги любят тишину.

И да, если я зажег в вас предпринимательский энтузиазм, и вы хотите стартовать наше представительство в Париже или Берлине срочно напишите мне емайл: kramin@komnataquest.com